Блог Алёны Новак!Читаем и оставляем комментарии с удовольствием!
Главная » Блог Алёны Новак » Знаменитости » Писатели

Сигрид Унсмет
«Он пришел искать меня в пустыне»: так героиня нашей сегодняшней рубрики «Свидетели» Сигрид Унсет, норвежская писательница и публицист (1882-1949), лауреат Нобелевской литературной премии 1928 года, описывает свою встречу с Иисусом Христом. А вершиной обращения писательницы стало паломничество в Монтекассино по совету ее духовного отца Карла Кьелструпа, подготовившего ее ко вступлению в Католическую Церковь.

Историю обращения Сигрид Унсет нельзя назвать ни яркой, ни романтической. Она ничего общего не имела с эстетически-декадентским сентиментализмом, свойственным ее эпохе. Нельзя это решение назвать ни философским, ни рационалистическим. По свидетельству исследователей - например, священника Фердинандо Кастелли и поэта и мыслителя Давиде Рондони, - это обращение стало плодом долгого пути, от мятежной юности до религиозной зрелости.

Этот духовный путь не оставил прямых свидетельств: не мистический кризис, но продолжительный, серьезный путь, подобный пути Св. Августина - путь к постепенному открытию «реального существования вечности и духа, а также преходящего характера времени и феноменов», как писала сама Унсет.

На каждой странице ее книг, начиная с определенного момента, можно обнаружить печать полученного дара. Так, читаем в романе «Кристин, дочь Лавранса»: «Кристин открывались во всей их истине слова божественного учения... бесконечная признательность переполняла ее сердце, потому что теперь она чувствовала: несмотря ни на что, ее мятежная душа постепенно озарялась отблесками любви, воспламенившей сердце отца: яркими и спокойными, как небо у горизонта над озером».

Сигрид родилась в датском городе Калунборге, ее мать была датчанкой, а отец - норвежцем, знаменитым археологом. Он умер, когда Сигрид было всего лишь 11 лет. Она вынуждена была оставить школу и устроиться на работу конторщицей в Осло, в коммерческую «компанию электричества». Нелюбимой работе девушка вынуждена была отдать целых десять лет своей юности, вплоть до того момента, когда она опубликовала свои первые книги: «Фру Марта Эули» (1907 год) и «Счастливый возраст» год спустя. Унсет решает полностью посвятить себя литературе. Земная любовь, жизнь женщины, семья - вот ее первые темы, которые впоследствии будут проходить через все ее творчество.

Во время одной из поездок в Рим Сигрид познакомилась с художником Андреем Сварстадом, за которого вышла замуж в 1912 году. Но с ним она прожила недолго: она оставила супруга, будучи уже матерью троих детей, в 1919-м.

В 1912 году из-под пера Унсет выходит сборник «Обездоленные», а в период с 20-го по 22-й год она достигает вершины своего творчества - пишет трилогию «Кристин, дочь Лавранса». От древних нордических саг - к современности, с неизменной идеей глубокой и требовательной внутренней жизни, защиты женского характера и религиозного восприятия жизни.

После Первой мировой войны духовное пробуждение в северных странах, для которых было характерно широкое распространение гражданских прав, захватило лютеранскую ортодоксию, оживило реформированные Ордены, породило нравственную эволюцию феминизма и народный мистицизм, не принимающий догм. Унсет сделала свой выбор в пользу возвращения в римскую Церковь, и выбор этот был не формальным, а глубоко осознанным.

Религиозный вопрос был в центре ее творчества, и от перепутья Унсет постепенно идет к убежденности в новой вере. Книга за книгой, прослеживаются непрерывная и тщательная работой над собой, внутреннее обновление, гордость новообращенной, нравственный императив и христианская метафизика. На страницах ее книг отчетливо различима драма совести, антитеза между amor sui и amor Dei -- вечная дилемма человеческой души, которая через радости и страдания, надежды и безутешность сначала обретает сознание внеземной реальности, а затем -- уверенность в вечности. Сигрид Унсет переживает сначала период агностицизма, хотя она родилась и выросла в лютеранской среде. Светская культура эпохи - между эволюционизмом, сайентизмом и прогрессизмом - не смогла ее поглотить. Но несмотря на это, она не верила в Бога, отрицала божественность Христа (называя Его «религиозным гением»), и считала Церковь «живописной развалиной», а религию - «вопросом вкуса».

За этим периодом последовали целые годы мучительных сомнений, страстных поисков, интеллектуальных и духовных открытий. Начиная с открытия присутствия католичества в Норвегии в раннее Средневековье. Не заслуги викингов, а контакты с Европой и усвоение христианской культуры сделали ее частью Старого континента.

Гуманизм «теофобов» постепенно отходит на задний план, его вытесняет истина и красота католической веры.

Каждое обращение - это прикосновение благодати, но Унсет рассказывала, что видимым знаком, который помог ей приблизиться к католичеству, была и «глубочайшая человеческая солидарность между живыми клетками мистического Тела Христова». Она пришла к убеждению, что «Бог спас нас, взяв нашу плоть и нашу кровь». Для нее постепенно становится очевидным, что в почитании Святых и Пресвятой Девы заключается «реализация намерений Бога по отношению к нам».

Унсет привлекает те честь и достоинство, какими Католическая Церковь наделяет девство.

Она пишет: «Христос Бог основал Свою Церковь такой, какая нужна была людям». В историческом плане, вне христианства на Севере, как и в любом другом месте, общество превратилось бы в арену насилия, превосходства одних над другими и лжи, в то время как единственная альтернатива излишествам, боли, грехам и всяческим человеческим порокам - это Слово милосердия, истины и надежды.

В период, когда Унсет придает своим крупнейшим произведениям черты гениальных духовных сочинений, свою религиозность она переносит на страницы книг, преображая ее в истину об освящении души, покоренной Богом. Хотя она и вдохновляется жанром саги - ведь она «выросла», по стопам отца, на сагах северного Средневековья, - как по структуре, так и по стилю и содержанию ее произведения пронизаны неиссякаемым символическим дыханием, словами, отражающими всю многосложность смысла жизни человека в вечности.

Эпический ритм и блеск жизни; викинги и легенды, научно-исторические исследования и языческие традиции скандинавских народов: вот уровни и перспективы, которые встретились в ней и в ее культуре с христианским учением, раскрыв живую и деятельную силу духа, но также и глубочайшее гражданское и социальное сознание. Это было не разрывом, но исполнением.

В 1928 году Сигрид Унсет получила Нобелевскую литературную премию. Мотивировка награждения заканчивается такими словами: «Сигрид Унсет получает ее в самом расцвете своего гения: награда вручается поэту, творчество которого может иметь свои корни только в поистине великом и чрезвычайно собранном духе».

Вплоть до начала Второй мировой войны жизнь Унсет была насыщенной, но безмятежной. Она писала исторические романы, романы о современности, опубликовала сборники эссе, автобиографию и мемуары.

Война приводит ее в смятение. Когда в апреле 1940-го Норвегия - еще с 30-х гг. яростная противница Гитлера -- была оккупирована немцами, Сигрид Унсет была вынуждена жить в изгнании - сначала в Швеции, затем в Америке. На войне она потеряла сына, а от болезни скончалась дочь. По возвращении в Норвегию в 1945 году Сигрид Унсет прожила еще четыре года, не написав ни единого слова.

http://www.radiovaticana.org/rus/Articolo.asp?c=324030

АРХІВ НОВИН 2011-2013

Категория: Писатели | Добавил: Xelena (15.11.2016) | Автор: Алёна E
Просмотров: 167 | Теги: Сигрид Унсмет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Moре информации
Image gallery
contact
Phone: +7 905 501 4206 Задать
Alain Novak
Modern poetry of the soul
Psychology in poetry
Location in google Maps